Сегодня у нас речь пойдет о технических характеристиках наверное самой бюджетной сподовой катушки у Шимано — Aerlex XT-B 10000 Spod. Данная катушка берет свои корни от предыдущей модели Aerlex XTA 7000-8000, но выполнена она уже из материала XT7, что позволило сделать ее вес почти на 100гр. легче — 656 грамм. По внешнему виду напоминает Ultegra и это не зрительный обман, в ней действительно есть детали, которые были позаимствованы у старшей сестры. В целом, катушка выглядит очень симпатично, полностью черная, брутальная, как любят сейчас карпятники)
Первое основное изменение, которые мы видим, это размер шпули 10000. Получается что то среднее, между старой моделью Aerlex и Ultegra. Шпуля AR-C выполнена из алюминиевого сплава, методом холодной ковки, кстати в комплектации она будет только одна. Вообще, в коробке вы кроме катушки и регулировочных шайб ничего не найдете.
Весит шпуля 148гр, имеет прямую форму с большой лесоемкостью, так что бэкинга придется матать прилично, лески диаметром 0.35мм туда вместится более 400 метров. Внешний диаметр шпули составляет 69мм, что на 7мм меньше, чем на большинстве катушек серии Big Pit. А вот по высоте она получается такая же — 36мм.
Ход у катушки плавный, достаточно легкий, но слышен небольшой шелест и чувствуется, как работает главная пара. Из за того, что катушка в первую очередь предназначена для кормления, поэтому была заложена большая вымотка за один оборот — 115см, что вполне прилично. В ней не используются передовые технологии по супер параллельной укладке лески, но Aero Wrap вполне справляется со своей задачей.
На шпуле мы видим 3 металлические клипсы, все подпружинены и можно на одной катушке, заклипсовать сразу несколько дистанций. Хотя, скажу по своему опыту, и на одной клипсе, можно зафиксировать пару дистанций. Если рассматривать данную катушку как рабочею, то стоит обратить внимание на фрикцион.
А состоит он точно из такого же набора фрикционных дисков, как и на Ультегре. Это 3 войлочных и 3 металлических шайбы. Длина фрикциона составляет полный 2 оборота, хотя его можно укоротить, заменив в крышке фрикциона пружину, на втулку аналогичного диаметра. Как по мне, то 2 оборота очень удобно и можно точно настроить фрикцион.
Я данной катушкой еще не пользовался, поэтому не могу сказать, будет ли на ней залипать фрикцион или нет, но рекомендую сразу убрать лишнею смазку с дисков.
Ролик лесоукладыватели снова напоминает Ультегру, он самой простой формы, но лучше пусть будет такой, чем с элементами пластика, так как во время кормления, нет времени на постоянную проверку, куда попала леска. Разобрав его, мы видим сам ролик, пластиковую и металлическую втулку.
Сразу приходит мысль в голову, чтобы заменить втулку, на подшипник. Но не тут то было, просто так это сделать не получится. Так как она имеет фигурную форму и при установке 2х подшипников размером 4*7*2.5мм Остается выступ 0,5мм. Теоритически, решить эту проблему можно, если сточить выступ на пластиковой втулке, но я эти заниматься не стал.
И как уже говорил неоднократно, если за этим узлом следить хотя бы один-два раза в сезон, никаких проблем не будет. Хотя все равно, остался осадок, зачем так все усложнять… Ведь в других катушках никаких проблем с заменой втулок на подшипники нет.
Ручка по всей видимости была полностью взята с Ультегры, фиксируется с помощью винта с противоположной стороны, катушку можно использовать как на правую, так и на левую руку. Кноб вращается на двух пластиковых втулках, но тут проблем с заменой уже не будет, меняем на 2 подшипника размером: 4*9*4mm и 5*9*3mm И винт, желательно снова посадить на фиксатор резьбы.
Ротор выполнен также из материала XT7, вес составляет почти 132 грамма. Уже знакомая нам форма, которая используется уже практически на всех карповых катушка у Shimano и Aerlex XTB Spod не стал исключением. Надежная и простая конструкция, зачем еще что то мудрить…
Обгонная муфта ничем не отличается от Ultegra, вообще складывается такое ощущение, что взяли базу от Aerlex XTA и вставили в нее по максимуму элементов от самой популярной катушки Ultegra XTD 14000. Муфта закрытая, внутри посажена на один подшипник 10*19*5mm Рассмотрим катушку внутри…
Главная пара изготовлена из алюминиевого сплава, конечно в этом ценовом диапазоне, мы не ждем каких то чудес и черных холоднокованных шестерен. Она и не крупная, хотя практически на весь корпус, диаметром почти 41мм, не самая крупная, но и не маленькая, думаю со своими задачами вполне справится.
Всего, в этой катушке изначально установлено 2+1 подшипник. Как уже сказал, один мы уже упомянули в обгонной муфте, а второй в верхней крышке корпуса, опорный для главной ведущей шестерни. А вот в нижней части, стоит пластиковая втулка, и его нужно заменить в первую очередь, если вы покупаете катушку не на один сезон
Размер его составляет 9*17*5mm и проблем с заменой никаких не будет, главное до него добраться. Вообще, не думаю что этот подшипник очень дорого стоит, тем более, они они закупаются в огромных количествах. Лучше пусть эта катушка будет стоить на 200 рублей дороже, но начинающему рыболову не придется лезть внутрь и заниматься самодеятельностью. Для тех, кто боится их сам разбирать, советую обратится в сервис по обслуживанию рыболовных катушек.
Ведомая шестеренка выполнена из желтого сплава, диаметром 12мм, тут все по стандарту, кроме того, что посажена она на очень тонкую пластиковую вставку и заменить ее на нижний опорный подшипник не получится, это единственный существенный недостаток, который я обнаружил в данной конструкции.
А вот шток в Shimano Aerlex поставили достойный 6,5мм, видимо сделали запас прочности с расчетом на использование тяжелых ракет, ведь катушка то изначально сподовая. А если шток согнется, то начнется вибрация и катушка быстро придет в негодность.
В катушке реализована система бесконечного винта, он же червяк. Посажен на пластиковые втулки. Каретка зафиксирована на штоке на 2 винта и ходит вверх-вниз по одной металлической направляющей. Похвально, что одна паразитная шестеренка и та выполнена из металла. Подведем итоги…
В целом, впечатления от катушки положительные, приятный внешний вид, простая и надежная конструкция, хотя есть узлы, которые нуждаются в апгрейде, и в первую очередь, это опорный подшипник главной пары и по желанию ролик лесоукладывателя с рукояткой. Из всего обзора, можно сделать вывод, что действительно много механизмов взяты от Ultegra. Если рассматривать данную катушку как рабочею, то если закрыть глаза на ее вес, можно смело ставить. А учитывая, что она проектировалась как сподовая и способна выдерживать работу с тяжелыми ракетами, то ее можно смело рекомендовать для ловли на реках с большими весами грузил или при ловле в завоз. Да, тяжелый вес, не делает ее универсальной и на маркерное удилище я бы точно ее не поставил, фрикцион нуждается в доработке да и вес приличный. Уверен, займет достойное место среди начинающих рыболов и продвинутых карпятников.
Оценка:
- Комплектация — 8
- Дизайн — 9
- Качество — 9
- Стоимость — 9
- Универсальность — 8
- Средняя оценка — 8,6
- Комментарии